8 (499) 130-63-36, 8 (977) 472-39-77 (WhatsApp)
Корзина:0 позиции на 0.00 р.
Оформить заказ

Замена масла в АКПП

Вопрос «когда менять масло» для всех обладателей автомобиля с автоматической коробкой передач (АКПП) всегда оставался не раскрытым.
Масло в любой автоматической коробке передач выполняет сразу множество функций. Оно работает смазкой для подшипников, отводит тепло от нагревающихся деталей, служит рабочим телом для гидротрансформатора и для гидравлической системы управления. Для того, чтобы все части коробки работали как надо, масло должно сохранять свои свойства в довольно небольшом интервале значений. Небольшое отклонение параметров за допустимые рамки – и вот уже АКПП работает не так. И это сказывается на поведении автомобиля: появляются рывки, удары, потеря тяги и наконец машина просто перестает ехать. Что же происходит с маслом и АКПП?

                                         АКПП

Немного об АКПП
Изначально гидротрансформатор работал совместно с планетарной коробкой передач, в которой переключения выполнялись подачей давления на ту или иную группу фрикционов или тормозную ленту с помощью пневмогидравлических клапанов. Этот глобальный принцип остался.
Редукторы выполнены в виде классических планетарных, но встречаются и вальные конструкции (в основном у Хонды). Но за редкими исключениями все так же система управления подает давление на исполнительные узлы, давление создает маслонасос, а масло все так же смазывает, охлаждает и непосредственно управляет переключениями передач.
Эти функции масло способно выполнять только в том случае, если оно имеет определенную вязкость и смазывающие свойства.

                                          Схема АКПП

Как изнашивается масло в коробке?
Любая ATF (automatic transmission fluid), т.е. жидкость автоматических трансмиссий со временем начинает терять свои свойства. Прежде всего – от перегрева, из-за жесткой езды, пробок, грязного радиатора (что приводит к плохому охлаждению масла), а также от попадания в масло микрочастиц с фрикционных дисков и накладок блокировок гидротрансформатора. Поэтому действия мастеров, которые берут пробу масла, чтобы оценить, не пахнет ли оно «горелым» и сохранило ли оно свою прозрачность, не лишены логики.
Но даже если масло абсолютно чистое и не «горелое», оно все равно теряет свои свойства с возрастом и пробегом. Вырабатываются противозадирные и задающие вязкость присадки, теряет свои свойства и основа. В реальной эксплуатации ко всем этим неприятностям добавляется еще и загрязнение масла продуктами его же разложения, а также продукты износа коробки. Помимо уже упомянутых фрикционов к ним относятся также частицы износившихся подшипников редуктора.

                                                                                         проверка масла в АКПП


Есть мнение, что масло в АКПП менять не нужно
Для сохранения характеристик масла примерно на одном уровне буквально двадцать лет назад все автопроизводители рекомендовали менять масло в АКПП с интервалом в 30-60 тысяч километров. Но прогресс не стоял на месте, появились электронные системы управления коробками, многократно повысилась приспособляемость трансмиссии к условиям движения и к характеристикам рабочей жидкости.
И тогда некоторые производители впервые заявили, что масло больше можно не менять. Это Mercedes—Benz и его Немецкие конкуренты Audi и BMW. Причем Mercedes разрешил подобный интервал для своей пятиступенчатой АКПП серии 722.6, а вот конкуренты своих трансмиссий не имели, и красивая надпись «масло залито на весь срок службы» появилась поначалу в техпаспортах только машин, оснащенных трансмиссиями производства ZF. Впрочем, и Mercedes, и BMW с
AUDI мелким шрифтом все же оговаривали замену масла при тяжелых условиях эксплуатации.
Автомобильная индустрия ориентируется на лидеров, и столь решительный шаг не остался без внимания: сроки замены трансмиссионных масел со временем сильно повысили многие производители машин. К чему это привело, можно увидеть на примере сравнения надежности автоматических трансмиссий начала и конца девяностых. Практика доказала, масло менять необходимо, причем по регламенту или при повышенной эксплуатации. Даже при условии относительной исправности коробки передач это порождает множество проблем. И в лучшем случае требует замены масла и  адаптации АКПП, а в худшем – приводит к неработоспособности и быстрому выходу из строя.

                                                                        Замена масла в АКПП

При интервале обслуживания в 60-80 тысяч километров соблюдать его становится тяжело. Во-первых, машина может сменить владельца, и от какого пробега считать замены – непонятно. При продаже пробег часто скручивают, на слово полагаться вряд ли можно, а сервисные книжки часто утеряны или просто ведутся не очень аккуратно. Вот и получается, что покупая вроде бы исправную машину с «автоматом», нет никакой уверенности в том, сколько прошло масло в коробке передач.
Многие владельцы машин, ищут аргументы в пользу решения не менять масло. Какой-то смысл в этом есть. Изношенная АКПП часто прилично работает на масле с фрикционной крошкой и с неизвестно какой вязкостью масла. А при замене масла на свежее, с полным пакетом моющих и противозадирных присадок, уже не эффективно работают фрикционы, соленоиды держат не правильное давление, а моющие присадки смывают весь шлам в тонкие каналы гидроблока и не исключена забивка фильтра, который чаще всего стоит внутри АКПП и не меняется. И вот уже машина, которая приехала на замену масла своим ходом, перемещается на эвакуаторе в сторону сервиса по ремонту АКПП.
Что удивительно, коробка может еще очень долго служить, и ездить неплохо. А владелец машины тем временем подает это как пример своей ловкости и ума. Ведь он не платил за замену масла, адаптации, не тратил время, и все отлично. Ну что ж, все проблемы он передаст вместе с авто следующему владельцу, который уже встанет перед сложным выбором, но у него шансов на удачное развитие событий будет уже меньше.

Когда история технического обслуживания машины известна и написана грамотными мастерами и владельцем. Масло меняется по регламенту или даже чаще. Ведь не секрет, что почти все современные АКПП очень сильно его загрязняют из-за активного использования накладок блокировки ГДТ. А «преселективы» с мокрыми сцеплениями (например, DSG) и вовсе работают сцеплением в масляной ванне. При этом в масло попадают продукты износа накладок в очень большом объеме, а в силу особенностей конструкции коробок и малого рабочего давления фильтры не могут полностью задержать все посторонние частицы.
Но как ни странно, это довольно редкий случай. Но практика показывает, что когда авто находится в одних руках и обслуживается аккуратно, хотя бы по спецификациям положенным для «сложных дорожных или климатических условий» (а наши пробки к этому тоже можно отнести), даже хрупкие современные агрегаты таких машин проявляют чудеса живучести.

                                                                                                  Замена масла в АКПП


Как лучше менять масло в АКПП
Электронное управление АКПП тем хорошо, что коробку реально продиагностировать без ее снятия. Не всегда, но с помощью дилерского сканера можно определить самочувствие коробки, просто подключившись к блоку управления. Если АКПП чувствует себя хорошо, нет ошибок, ни рывков, ни пробуксовок и масло не совсем «убитое» то можно попробовать вернуть ее к полноценной работе.
Самый лучший, но и самый рискованный способ – это полная замена масла прокачкой (вытеснением). В этом случае все старое масло с продуктами износа заменяется свежим и чистым, после чего адаптации сбрасываются с помощью все того же  сканера.
Тогда после замены она будет работать не хуже. Исключения редки, и касаются в основном случаев, когда наличие проблем все же игнорировалось.
Очень часто масло пытаются заменить, когда проблемы уже появились, и тут уже действовать стоит аккуратно. Если АКПП продемонстрировала какой-нибудь «первый звонок», методика действий меняется. Хороший мастер сам отговорит вас от полной замены и предложит частичную смену жидкости – в этом случае просто сливается лишь часть масла, без подключения насоса. Продукты износа «разбавляются», и через небольшой пробег операция повторяется.
Такой способ позволяет избежать резкой смены характеристик масла, из-за которых сильно изменятся условия работы узлов коробки и поступления большого количества моющих присадок, что, как мы уже выяснили, может вызвать забивание гидравлики.
В интервале между заменами масла обычно оценивают влияние работ на поведение агрегата, и если положительная динамика, то замены продолжают. Если изменения негативные, то нужно просто подождать.
Способ, несомненно, более безопасен с точки зрения последствий замены. В случаях, когда состояние старого масла в коробке говорит о серьезном износе конструкции, а ее поведение свидетельствует уже не о «первом», а, скорее, «десятом» звонке, то стоит применить другой способ. Если у владельца есть желание сменить масло и не вкладываться сразу в капремонт АКПП, обычно есть смысл в совмещении замены масла с чисткой и тестированием гидроблока (при необходимости, его заменой), а также заменой прокладок.
Фактически это уже не замена масла, а ремонт коробки, но основным фактором «выздоровления» в этом случае послужит именно замена рабочей жидкости, с устранением не правильной работы гидроблока. Такой метод хорош в основном на агрегатах с нижним расположением гидроблока, на которых легко снимается картер АКПП и сам гидроблок, что обеспечивает сравнительно небольшую цену такой операции. Иногда после таких действий по замене или чистке состояние «автомата» приходит в норму.

                                                    Качество масла в АКПП


Подводим итог
Масло менять нужно. Пока не придумают способ обойти старение технических жидкостей и износ механической части АКПП, эта операция неизбежна. Экологическое нормы и маркетологи не на вашей стороне, они мало заинтересованы в долгой эксплуатации автомобиля. Как, впрочем, и еще множество других людей.
Не стоить верить в сказки про чудесные жидкости, которые сохраняют АКПП годами и срок старения зависит лишь от температуры работы, объема и рабочих условий.
Меняйте масло без фанатизма, но чем активнее вы водите, чем чаще стоите в пробках и чем горячее ваш мотор, тем чаще. Необязательно целиком, можно частично, но с интервалом в половину или даже треть от рекомендованного заводом. Главное, делать это не тогда, когда ваша автоматическая коробка передач уже наполовину мертва.